Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка 2-14-81

"Яблоко" из Золотухино

Сегодня частное предпринимательство никого не удивляет. С чего начать и какой путь становления надо пройти, чтобы открыть своё дело? С чем приходится сталкиваться деятелям малого бизнеса? Об этих и других не менее значимых вещах «Золотухинской жизни» рассказали собственники кафе «Яблоко» - супруги Андрей и Надежда Шишловы. 

-Всё начиналось с обычной кухни на дому. Поступали заказы, сначала небольшие, затем они начали прибавляться. Спустя время встал вопрос об официальной регистрации семейного бизнеса, после оформления всех документов было арендовано помещение в деревне Николаевке, начали работать. Затем с нами стали сотрудничать сельскохозяйственные предприятия, это позволило открыть кафе в Золотухино, впоследствии мы выкупили помещение у кафе «Панда», где также открыли свою точку.

Ресторанным бизнесом супруги Шишловы начали заниматься не так давно - два года назад. За это время они уже успели познакомиться со многими сложными ситуациями, в частности - с различными проверками. Несмотря на то, что по закону начинающих предпринимателей  (до трёх лет), не обременяют плановыми инспекциями, внеплановые визиты государственных ревизоров периодически случаются. Однако это не мешает людям задумываться о продолжении развития своего дела. По словам руководителей кафе, в их ближайших планах есть идея распространения сети «Яблоко» в Щигровский район и в Курск. 

-У нас не стоит цель останавливаться на достигнутом, мы планируем развиваться и дальше. Кроме того, не так давно нам удалось оформить документы на хлебобулочные изделия. Таким образом, постепенно идёт расширение наших возможностей.

Планы планами, но как привлечь потенциальных клиентов, чтобы они приносили кафе доход? Прежде всего, нужно работать по формуле «качественная и вкусная продукция по доступной цене». Тут благоприятную роль сыграют люди, которые раньше были знакомы с сервисом «Яблока», кроме того, принцип «сарафанного радио» никто не отменял, однако этого недостаточно. Как рассказала Надежда Шишлова, чтобы посетители оставались довольны и давали рекомендации своим знакомым, коллектив закусочной старается создать максимально комфортные условия.

-Человек идёт туда, где ему хорошо. Мы поддерживаем везде порядок, не поднимаем сильно цены. В то же время у нас нет однообразия меню, стараемся регулярно менять блюда. Так как данное заведение работает круглые сутки, вечерами к нам приходят отдохнуть молодые люди. Специально для них делаются развлекательные программы, например, танцевальное шоу, хотели ещё организовать фаер-шоу, но высота потолков этого сделать не позволяет. Кроме того, проводятся различные конкурсы, разыгрываются призы. Одним словом стараемся привлечь к себе молодёжь.

Успешность развития компании отчасти зависит от её сотрудников. Как руководитель нуждается в хороших работниках, так и подчинённым интересно иметь дело с грамотным хозяином. По словам Надежды, показателем удовлетворённости коллектива служит тот факт, что большинство сотрудников работают вместе с Шишловыми уже два года, то есть с момента создания супругами индивидуального предпринимательства.  

Не менее важный вопрос - контроль над качеством продукции. «Я, почтеннейший, проходил вчера мимо вашей барной стойки и до сих пор не могу забыть ни осетрины, ни брынзы. Драгоценный мой! Брынза не бывает зелёного цвета, это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Сегодня, конечно, вряд ли удастся кому-то продать зелёную брынзу, однако на что только не идут, порой, предприниматели в целях экономии средств. Периодически можно слышать сообщения о том, что в одном из ресторанов или кафе использовали для приготовления просроченные продукты или нерадивые поставщики продают товары заведомо плохого качества. Если говорить о «Яблоке», то, по словам Надежды, с их стороны ведётся тщательный контроль качества. 

-Мы дорожим своей репутацией, поэтому стараемся, чтобы у нас были самые лучшие продукты, соответственно, и работаем с проверенными поставщиками. Например, мясо мы закупаем в магазине у Шалимова Александра Владимировича. Категорически не берём заморозку, так как неизвестно, сколько раз та или иная пища проходила процедуру заморозки - разморозки. Поэтому приобретаем только охлаждённые товары и у себя их готовим, из-за этого некоторые люди приходят и говорят, что у нас вкусно по-домашнему. 

Основное преимущество села перед городом заключается в выращивании собственного урожая. Кто-то картошку выращивает, а кто-то держит кур, корову да быка, вот и получается - всегда есть свежие яйца, молоко и мясо, если надо. Возможно, кому-то из хозяйственников станет интересно снабдить «Яблоко»  своей продукцией, но чтобы стать кандидатом в поставщики, необходимо заручиться поддержкой ветеринарной инспекции. 

-Ели нас что-то не устраивает в поставщике, мы от него отказываемся и ищем другого. Сейчас очень строго обстоят дела с контролем качества, так как периодически можно слышать сообщения о птичьем или свином гриппе. Мы хоть и начинающие предприниматели, а всё равно время от времени испытываем на себе проверки контролирующих органов. У нас были прецеденты, когда поставщик на начальном этапе снабжал качественной продукцией, а впоследствии начинал «халтурить», что приводило к разрыву нашего с ним сотрудничества. Отчасти по этой причине происходит частая смена подрядчиков. 

Помимо контроля качества существует ещё ряд моментов, связанных с плодотворной работой кафе. Такими условиями являются время года, погода, череда важных событий. Как это всё влияет? Например, летом, в период сильной жары, человеку больше хочется пить, нежели есть, поэтому продуктов нужно меньше. Как говорится, «в плохую погоду хороший хозяин собаку не выгуляет», а себя и подавно, поэтому бывают дни, когда «Яблоко» посещает рекордно низкое число посетителей. Не менее важным фактором являются православные посты, когда люди постятся в ожидании праздника. Все подобные моменты приходится просчитывать. 

Как рассказали супруги Шишловы, в Курске есть пищевая база, на которой отоваривается большинство предпринимателей, и они в том числе. По словам Надежды и Андрея, из всего большого выбора, который там представлен, они выбирают нужные им продукты в необходимом количестве, так наиболее выгодно. 

Как было сказано выше, на достигнутом супруги останавливаться не собираются. На данный момент в их заведении идёт торговля пищевой продукцией, однако, по словам Надежды, грядут нововведения в меню. Клиентам же «Яблока» остаётся только ждать интересных перемен. 

Иван ЖУРАВЛЁВ