Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка

"Вечная музыка"

Сегодня трудно сказать точно, сколько лет этому философскому выражению и кто его автор. Относительную аналогию можно провести со знаменитым советским фильмом «В бой идут одни старики», где из уст героя Леонида Быкова прозвучала фраза «Всё преходяще, а музыка вечна». Перефразируя на современный лад, получается, что люди готовы посвятить жизнь творчеству несмотря ни на что.

К сожалению, некоторые современные люди в силу своей хронической наивности полагают, что все возмущения педагогов являются беспочвенными. В частности, в отношении музыкантов зачастую можно услышать фразу, что для игры на инструменте много ума не надо. Действительно, зачем люди учатся по пятнадцать лет, если придя на работу, всё приходится вспоминать сначала?

Так за что же учителя получают деньги? Во-первых, за собственные знания, потому что как можно научить человека, если ты сам ничего не знаешь? Во-вторых, как раз за обучение. Тут необходимо сделать уточнение. Чтобы получить одну ставку в музыкальной школе, за которую будут платить почти шесть тысяч рублей, преподавателю необходимо набрать девять учеников. Далее идут надбавки за участие в различных конкурсах и мастер-классах. Поэтому многие педагоги работают на две ставки, а кто-то даже на нескольких работах. Однако все родители хотят, чтобы их ребёнок рос грамотным, культурно воспитанным человеком. 

Но не будем углубляться в корень проблемы, поговорим лучше о людях. Не так давно в роли собеседников «Золотухинской жизни» выступили преподаватели местной детской музыкальной школы. Существует известная практика, касающаяся абсолютно всех учебных заведений. В летний период взаимного отдыха детей и преподавателей друг от друга дом знаний подготавливают к началу учебного года. Где-то делают капитальный ремонт, где-то косметический в зависимости от доступных финансовых средств и необходимости в тех или иных работах. По словам представителей администрации Золотухинской детской школы искусств, основной ремонт здания производился в прошлом году, поэтому в этом работы было меньше. Если театр начинается с вешалки, то школа с учителей. Сегодня преподавание в ДШИ ведётся на семи отделениях, где учатся сто семьдесят человек, кроме того, проводится ещё дополнительный набор. Существует определённая тенденция, что в небольших, отдалённых от города населённых пунктах у людей большая склонность к игре на русских народных инструментах. По словам представителей администрации, народное отделение не для всех учеников является приоритетным. 

Сухочева Татьяна Валерьевна,  заместитель директора по учебной работе:

-В основном идёт равное разделение. Кто-то больше классикой увлекается, а кто-то - народным творчеством. Если говорить о народно-инструментальном отделении, то на нём ведётся обучение по двум специальностям: баян и аккордеон.

Вместе с тем, данные направления испытывают сегодня большие трудности в наборе. У детей есть интерес к фортепиано, но нет к аккордеону, хотя, если разобраться, то это отчасти родственные инструменты. Последний же по уникальности звучания часто сравнивают с органом. Многие выдающиеся мировые исполнители на аккордеоне-баяне - Валерий Ковтун, Ришар Гальяно, Юрий Шишкин, Фридрих Липс, Юрий Дранга и другие - считают данные инструменты универсальными по типу игры различных произведений. Например, Валерий Ковтун на своих концертах предпочтительно исполнял французскую музыку или свою, написанную в таком же стиле. То же самое делал и Ришар Гальяно. Если говорить о Юрии Шишкине, то в его репертуаре главенствует классика, как зарубежная, так и русская, чего только стоит переделанные им для баяна «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского или балет Н.А. Римского-Корсакова «Шахерезада». Сегодня, к сожалению, приходится признавать, что уровень музыкального образования у людей снизился. Если раньше при поступлении в музыкальное училище обязательной частью программы являлось исполнение классической музыки, то сейчас это скорее исключение, чем правило. 

Лучший показатель результативности работы музыкальной школы - её ученики, завоёвывающие на различных конкурсах почётные места, или выпускники, поступающие в музыкальные учебные заведения среднего и высшего звена. По словам руководства ДШИ, молодые люди, уехавшие из посёлка получать профессию музыканта, со временем возвращаются в родные края поднимать культуру. 

-Мы каждый год проводим различные культурные мероприятия: организуем концерты в детских садах, посвящённые памятным датам. Традиционно делаем музыкальные поздравления для работников полиции и больницы. 

Говоря о коллективном творчестве, нужно заметить, что внутри школы существует практика объединения нескольких исполнителей в группы, тем самым создаются ансамбли. Однако не забывает о посёлке и город, направляя сюда и артистов филармонии, и студентов музыкального колледжа для «обкатки» программы. 

Для более продуктивного обучения нужны инструменты, как хорошо играющие старые, так и новые. По словам руководства школы, на протяжении пяти лет комитет по культуре Курской области выделил школе два фортепиано, а также аккордеон и баян. Кроме того, этим летом администрацией ДШИ были подготовлены и отправлены документы для приобретения инструментов из президентского резервного фонда, однако не всё так хорошо, как хотелось бы. Одна из проблем - отсутствие рабочего концертного рояля, а ведь данный предмет - не только украшение  зала, но и возможность для исполнителя реализовать свои способности в полном объёме. 

Между тем, школа функционирует и успешно ведёт просветительскую работу в области музыкальной культуры. Об этом можно судить по тому, что дети, по словам преподавателей, занимаются с интересом, никто уроки не прогуливает. Учителя же, в свою очередь, стараются максимально рассказать детям о том, что такое музыка, как она создаётся и кто её творил. Будем надеяться, что так продолжится и в дальнейшем. 

Иван ЖУРАВЛЁВ

Обсуждение закрыто