Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка

Музыкально-поэтическая любовь

Женщина является хранительницей семейного очага и сочетает в себе любовь к детям и мужу. Мужчина же, в свою очередь, всегда считался добытчиком. На его плечах лежит ответственность за жизнедеятельность семьи. 

С давних времён повелось, что мужчина должен добиться расположения своей возлюбленной, но не дорогими материальными подарками, а вниманием. Так как же привлечь к себе интерес «гения чистой красоты»? Самый лучший вариант - обратиться к созданиям великих деятелей искусства. Взять, к примеру, Александра Сергеевича Пушкина, в творчестве которого есть целый романтический раздел, посвящённый любовной лирике. Здесь поэт наиболее ярко раскрывает женский образ и трепетное отношение к нему мужчины: «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил» и другие произведения. Помимо Пушкина к подобному жанру обращались и многие другие поэты. 

Недавно в Тазовской сельской модельной библиотеке прошёл литературно-музыкальный вечер, проектом которого был язык исполнительского искусства - романс. Всё выглядело в романтическом стиле: вечер, свечи, женщина за книгой - ведущая Наталья Михайленкова, рассказывающая историю возникновения и становления данного творческого направления, гитара, вокал. Такая атмосфера настраивает зрителя на определённый мечтательный лад. Каждый из сидящих в зале людей переносился в век процветания искусства, когда по вечерам в дворянских домах проходили встречи с музыкой. Концертную программу открывала Ольга Николаева с песней Виктории Цыгановой «Калитка». 

Удивительная особенность как бы «слабого» пола состоит в том, что он толкает на подвиги сильный. Все мужчины трепещут пред женской красотой и в порыве душевной эмоциональности сочиняют стихи. Так, Фёдор Иванович Тютчев, будучи уже взрослым поэтом, влюбился в ученицу Смольного института Елену Денисьеву. Эта запретная любовь описывается в более чем пятнадцати стихотворениях, одно из которых - «Последняя любовь» - прозвучало из уст Ольги Николаевой.

Стоит отметить, что родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII-XIV веках странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». В XVIII веке данный жанр определился и в русском музыкальном искусстве. 

Творческую встречу продолжил Александр Скороходов с песней Николая Зубова «Не уходи, побудь со мною», которую он исполнил под гитарный аккомпанемент. 

Надо сказать, что литературная жизнь России XIX века напрямую пересекалась и с современным Золотухинским районом. В 1877 году поэт Афанасий Афанасьевич Фет продаёт свою Орловскую усадьбу и приобретает имение в деревне Воробьёвка Курской губернии. Здесь Фет провёл лучшие годы своего творчества. После долгого перерыва он вновь стал создавать оригинальные стихотворения. Они публиковались выпусками под названием «Вечерние огни».  Романтическое настроение не обошло стороной и Афанасия Афанасьевича. Два его произведения «Сияла ночь» и «Шёпот. Робкое дыханье» исполнила Ольга Николаева. Последнее же было спето на русском и немецком языках.

Поэзия актуальна и в современное время. В частности, Золотухинский район может похвастаться такими авторами, как Геннадий Пушечников и Анна Алфёрова, чьи сочинения находят отклик в душах людей. 

Творческая встреча продолжилась романсом Льва Пеньковского «Мы только знакомы», после которого прозвучало знаменитое стихотворение Ивана Тургенева «Утро туманное». После этих композиций гитарист Александр Скороходов обратился к стихотворению Николая фон Риттера «Ямщик, не гони лошадей», которое Яков Фельдман положил на музыку. Плод сотворчества двух выдающихся деятелей искусства увидел свет в 1915 году, а в 1920-м его запретили как явление антиклассовое и несовместимое с идеалами коммунизма. «Ямщика» вычеркнули из всех репертуаров! Однако произведение выжило. Недаром говорится: «Всё преходяще, а музыка вечна».

Первое отделение концерта завершилось ещё одним примером благоприятного сотворчества талантливых людей - Исаака Шварца и Булата Окуджавы - «Эта женщина в окне». Несомненно, Исаак Иосифович и Булат Шалвович в представлении не нуждаются, оба музыканты, правда, Окуджава ещё и поэт. Поэтому стихи к упомянутой песне написал знаменитый бард, а музыку - не менее почитаемый пианист. Романс «Эта женщина в окне» пропитан не только драматизмом, но ещё и жизненной философией. К счастью, Ольге Николаевой, которую называют «жемчужиной Золотухинского района», удалось сочетать эти два фактора. Об этом можно судить по зрительской реакции, которая была однозначно положительной. Забегая вперёд, можно сказать, что, по отзывам, аудитории наиболее понравился романс «Ямщик, не гони лошадей» и «Эта женщина в окне». 

Во втором отделении публика смогла познакомиться с творческой группой «Образ», в состав которой входят: Прудников Сергей - баян, Чурилова Елена - домра и Ольга Николаева - вокал. В исполнении трио прозвучали несколько произведений, среди которых «Открой мне, Господи, глаза мои», авторы Анна Шипулина, Наталья Харитонова и «Туда, где крылья раздают бесплатно» - Светлана Копылова.

По сути дела, на данном этапе рассказа о романтике Тазовского села повествование можно было заканчивать. Однако неправильным было бы с авторской стороны неупоминуть в статье тех людей, благодаря которым данная встреча состоялась. В частности, звукорежиссёра, в роли которого выступил Дмитрий Кураш. Ему постоянно приходится быть между «двух огней». В первом случае это артисты, во втором - зрители. Одним надо, чтобы их голос хорошо звучал, другие просто хотят слышать хороший и качественный звук. Стоит с уважением относиться к этим людям, ведь, по большому счёту, от них зависит весь концерт. Отдельной благодарности заслуживает и сама заведующая библиотекой Вера Николаевна Делова. Именно благодаря ей эта встреча смогла состояться. На плечах женщины лежали не только организаторские вопросы, но также роль конферансье второго отделения. Особая роль во всех коллективных мероприятиях уделяется ведущим, на них также накладывается определённая ответственность. Правильность представления участника и его программы в какой-то мере может повлиять на выступление артиста. Простой пример: человек собирается выходить на публику, настраивается, а ведущий ошибается в постановке ударения в фамилии, это, по меньшей мере, неприятно. К счастью, подобных прецедентов на вечере романса не было, Вера Николаевна удачно справлялась со своей ролью.

Иван ЖУРАВЛЁВ