Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка

Когда профессия - призвание

С давних времён люди, чья профессиональная деятельность заключалась в культурном просвещении, считались интеллигенцией. 

В 2007 году Президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении Дня работника культуры. С тех пор все представители творческих профессий отмечают это событие 25 марта. В связи с данным фактом было интересно узнать, чем занимаются эти люди и что они из себя представляют?

В Золотухинском районе работает немало культурно-просветительских учреждений. Все они так или иначе связаны между собой. Однако обратимся к Золотухинской детской школе искусств (ДШИ), ведь именно она является кузнецей кадров для будущих музыкантов и художников. В её стенах дети знакомятся с таким широким понятием, как музыкальное искусство. Задача же преподавателя заключается в том, чтобы внести духовный вклад в становление личности юного человека. Именно исходя из данных факторов стоит более внимательно приглядеться и задаться вопросом: кто же такие работники культуры? За ответом редакция газеты обратилась к заместителю директора вышеупомянутой ДШИ Сухочевой Татьяне Валерьевне (на фото). 

За семнадцать лет работы на глазах Татьяны Валерьевны проходило немало событий, связанных как с творческой деятельностью, так и с правовой работой. 

Т.В. Сухочева, заместитель директора по учебной работе:

-Надо сказать, что по сравнению с прошлыми годами, сегодня начали обращать внимание на культуру. Чувствуется определённая поддержка со стороны власти. Она выражается в том, что нас стали чаще приглашать в Курск на различные мероприятия, например, мастер-классы, концерты, встречи с деятелями культуры. 

Многим несведущим людям кажется, что как только человек, получив образование, устраивается работать в школу, на этом его учёба заканчивается, но это не так. Раз в несколько лет преподаватель проходит аттестацию на подтверждение старой или приобретение новой квалификационной категории. Здесь учитываются стаж работы, продуктивность профессиональной деятельности, прохождение преподавателем курсов повышения квалификации, методические или научные работы и так далее. 

А теперь на секунду представим себя на месте учителя музыкальной школы. Специалисты с более чем двухлетним стажем переаттестовываются раз в пять лет. В день икс им необходимо предоставить для ознакомления все свои творческие заслуги за пять лет. Другими словами, нужно вспомнить, в каких конкурсах за указанное время участвовали ученики, чем их награждали, какие проводились открытые уроки, концерты и мастер-классы. Все документы нужно представить руководству методического отдела комитета культуры, при этом не отрываясь от основной работы. Если кто-то думает, что ничего сложного здесь нет, то пусть попробует одновременно варить пельмени, чистить картошку и воспитывать наследников.

К счастью, мир не стоит на месте. Времена меняются и технологии меняются вместе с ними. Сегодня, благодаря повсеместной глобализации, люди должны предоставлять вышеупомянутые работы в электронном виде, что немного сокращает затрачиваемое время. 

Т.В. Сухочева:

-Чтобы подтвердить или получить категорию, преподаватель подаёт документы в методический отдел, который рассматривает, как под лупой, всю педагогическую работу человека за пять лет. Если говорить о молодых специалистах, только начавших работать, то им, чтобы аттестоваться, надо сначала два года поработать, показать себя и лишь затем у них появляется возможность повысить квалификацию.

Тем не менее, музыкальное просвещение в ДШИ не останавливается ни на минуту. Как рассказала Татьяна Валерьевна, сегодня в их школе идёт подготовка к Всероссийскому хоровому фестивалю, который будет проходить в Курске. Завуч также отметила, что в настоящее время идёт возрождение Всероссийского хорового общества.

-Такая практика хорошо работала в СССР, когда детей учили петь в школах, в Домах культуры. К сожалению, в 90-е годы весь наработанный опыт был утрачен, но сегодня он вновь возрождается.

Кроме того, по словам заместителя директора, в своей работе преподаватели стараются максимально заинтересовать ученика, чтобы он «загорелся» желанием учить, потому что так человек лучше воспринимает информацию. Способы в данном случае бывают разные, например, если строгая музыкальная классическая форма не подразумевает каких-либо отклонений от текста, то народная и джазовая этому только способствуют. Таким образом, человек начинает понемногу импровизировать, тем самым развивая свою слуховую фантазию. Другой пример - аккомпанирование солисту, когда вокалист поёт, а музыкант ему подыгрывает. Словом, полёт фантазии учеников напрямую зависит от профессионализма преподавателей. 

Одна из проблем современных школ искусств заключается в нехватке молодых специалистов. Далеко не все выпускники творческих учебных заведений решают начать свою карьеру с педагогики. Нет сегодня такой преемственности поколений, какая была раньше. 

Возникает вопрос, откуда бы ей взяться, когда музыкально-преподавательский престиж в нашей стране был утерян? Первичным обоснованием этого утверждения служит зарплата, которую платят сегодня педагогам. Чтобы получить одну ставку в музыкальной школе, необходимо набрать девять учеников. Далее идут надбавки за участие в различных конкурсах и мастер-классах. Поэтому многие педагоги работают на две ставки, а кто-то даже на нескольких работах. Кроме того, глядя на современную эстраду, возникает вопрос - куда подевалась культура? С каких пор люди, никоим образом не причастные к данной деятельности, начали  выставлять себя служителями искусства? Но больше всего обидно, что музыканты «старого» поколения считаются на некоторых концертах «неформатом»! По словам известного джазмена Леонида Винцкевича, чтобы такого не происходило, должна быть программа эстетического воспитания: «По факту у нас в стране получается, что содержат музыкантов симфонического оркестра в таком состоянии, когда не за что купить новые струны. Так делать нельзя. Это ненормальная история, которую надо менять. Я всем своим коллегам готов пожать руку и поставить памятник при жизни только за то, что люди этим занимаются. Это серьёзная работа, огромный труд. И если мы хотим завтра говорить об искусстве в нашей стране, то люди должны зарабатывать те деньги, на которые можно прожить. Говоря о новом поколении, если у нас будет продолжаться такая же история и дальше - в эту профессию не будут идти. Сейчас конкурсы упали во все учебные заведения культуры. Часто люди заканчивают обучение и меняют профессию, потому что инструмент стоит 500-700 тысяч рублей, и это не самый лучший. Надо срочно думать, как повышать ставки людям искусства - это ведь носители музыкальной культуры! Чтобы симфонический или народный оркестр хорошо звучал, а дети выигрывали конкурсы, для этого люди пятнадцать лет учились. Каждый день совершенствуют своё мастерство».

Да! Работать в сфере искусства - тяжело. Поэтому тех, кто строит в данной деятельности свою карьеру, можно назвать энтузиастами, для которых их профессия - это призвание.

Иван ЖУРАВЛЁВ