Контакты Номера PDF Рекламодателям Подписка

Бабушка, внучка и «Лоси» Степанова

Геннадий Пушечников, с. Казанка.

«Художник пишет не то, что видит,
а то, что будут видеть другие».
Поль Валери,
французский поэт, философ.

Длинный звонок мелодией Бетховена «К Элизе» известил, что кто-то настойчиво просится в дом. «Светулечка, кто ж ещё!» Ещё с порога, не раздеваясь, внучка показала два пальца: «Две пятерки, бабуля, по математике и окружающему миру!».
Черноглазая, подвижная, смышлёная девочка стала для бабушки Благодатным огнём, сходящим на землю по Божьей милости - Светулечка наполнила смыслом и радостью её жизнь.
-А нам Елена Дмитриевна на дом задала сочинение написать об этих... что в лесу живут… лосях! Вот они на картинке!
-«Лоси», художник Степанов, - прочитала бабушка в протянутом ей учебнике.
…Сумерки морозного гаснущего дня. Стожок сена, накрытый шапкой снега: люди позаботились о диких зверях в зимнюю пору. Ночью зайчишки прибегают пожустрить сеном, стайкой подходят пугливые косули, а сегодня семейство лосей вышло на опушку к стожку. Оголодавшие лосята и их мамаша с жадностью бросились к еде. Крупный красавец лось, хозяин семейства, тоже ухватил клок сена, но какая-то опасность заставила его замереть, чутко прислушиваясь к шорохам леса. Один-то он за себя постоит, но тут у него ответственность за молодняк и лосиху, нужно вовремя заметить опасность и схорониться с семейством в укромном месте…
Вот об этом и написали старый и малый, потом погуляли, потом шахматы. «Бабуля - шах! Сдаешься?» Всё, всё, пора и честь иметь - отбой! Бабушка Аня поглаживает, почесывает внучке спинку, поет ей тихонько песенку. Девочка сладко засыпает. Бабушка Аня у неё - лучше все-е-ех!
Бабушка Аня, она же Анечка, Анна Сергеевна, проводив свою Крошечку-Хаврошечку в школу, начала с мебели вытирать несуществующую «пылюку», а перед глазами всё стояла картина, где красавец лось с ветвистыми рогами, сторожко замерший, охраняет семейство.
Ей тоже всегда хотелось иметь красивого парня, охраняющего и провожающего её домой. Но у родителей были строгие законы - из дома вечером - ни-ни! В городе, куда она приехала учиться после окончания школы, девчонки в общежитии хвастались своими парнями. Только у Анечки, как у затурканной Золушки, - никого!
Объявился какой-то местный, хорошо играющий на гитаре. Пошли стайкой его слушать. Действительно играл! Любую песню с ходу! Орфей! Девчонки подпевают, а сами липнут, липнут к нему, как осы к мёду. Только Анечка стояла в сторонке, хотя голосочком Господь не обидел. А ведь провожать домой «Орфей» повел её, скромницу. «Липучки» обзавидовались. Анечка не шла с ним рядом, а летела, не чувствуя ног.
А первый поцелуй, ой, девочки! Он обнял её двумя руками, отставив гитару в сторону, и прижал к себе; голова у неё запрокинулась назад; дыхание остановилось, оторвавшись от его губ, она хватала воздух, задыхаясь, как рыба на льду; звёзды в небе ходили кругами. Такая лёгкость появилась во всём теле, что только дунь на неё, и она взлетит пушинкой вверх и там, среди звёзд, закружится в бальном танце.
Но этот праздник продолжался недолго, армия наложила свой испытательный срок - два года. «Будешь ждать?». А как же: «Будем ждать, если мы обещались, вы служите, мы вас подождем…». И она, правильная девочка, ждала… почти месяц, а потом появился тот, что лучше всех - Серёженька! Соблазны желаний, что Анечка крепко держала под уздцы, вырвались из её ослабевших рук на свободу и понеслись вскачь напропалую. Культурный, внимательный, красивый! Ходили в кино, гуляли, взявшись за руки, а целовались-то как, прижавшись друг к другу, сла-а-адко до умопомрачения!
Но и здесь армия поставила свой двухгодичный заслон. Конечно, она будет его ждать. Обязательно! И писать, писать ему письма…каждый день будет писать! И ни на кого из ребят даже смотреть не станет! Верите?
…Бетховенские переборы в прихожей заставили машину времени из прошлого вернуться в настоящее.
-Бабуля, наше с тобой сочинение Елена Дмитриевна зачитала перед всем классом! И что мы птичек зимой подкармливаем, тоже похвалила. Вот мы какие молодцы, правда?
Остаток дня бабушка Аня тетёшкалась со своей внучкой, пока не уложила спать это беспокойное создание. Постелила себе постель, но сон не шёл.
Ах, какие слова писал в письмах ей Сереженька: «Родненькая моя, солнышко моё лесное, незабудочка моя ненаглядная…». Эти слова Анечка запомнила наизусть, повторяя их, как молитву, с замиранием сердца. Неожиданно письма перестали приходить. Она написала одно, второе... пятое - никакого ответа! Знать бы ей тогда все подробности. Прошло два года, отслужил и вернулся домой Иван - «Орфей», предложил пожениться, наобещав золотые горы. Ох, девочки-молодочки, не верьте данайцам, дары приносящим!
Сколько ж она слез тайных выплакала, не меньше, чем её горе-муженёк водки вылакал. И гулял, и ревновал без причины, и крушил-бил мебель в доме от злости. В доме она от мужа помощи не видела, всё делала сама, став прислугой, рабыней Изаурой из бразильского фильма. Терпела, дети пошли: первой родилась Леночка, через пяток лет аист принес мальчика. Назвала Сереженькой в память о несбывшейся любви. Почему он перестал ей писать?
Через много лет тайна потерянной переписки вылезла, как шило из мешка, больно уколов Аню. На почте работала двоюродная сестра Серёжи, которая спала и видела, как бы свести его со своей подружкой. Она забирала его письма к Анечке, читала и рвала их. Жаль, что у времени нет заднего хода, этот клубочек назад уже не отмотаешь.
Подоспела перестройка в стране, безработица. «Орфей» особо работу не искал, отлёживался дома. Аня же хваталась за любую, лишь бы прокормить семью, хорошо ещё, что дети отошли и жили на стороне. «Рабыня Изаура» устроилась торговать на рынке подержанными вещами - «сэконд хендом». Ивану такой довесок был на руку: он спал и ел за троих, превратившись в настоящего трутня. Трутней рабочие пчёлы к зиме за ненадобностью выбрасывают из ульев, этого копьём не возьмёшь - царь на троне! - отдаёт только указы. Хоть завязывай глаза и уходи от него на край белого света. А ведь так и вышло!
У Леночки родилась дочка…без папочки, что судить-рядить: поверила девчонка в красивую, киношную любовь, а натолкнулась на камень холодный, бесчувственный. Эту Светочку-конфеточку и привезла домой Аня, куда ж ещё? Родной дедушка встретил внучку в штыки - «нагуляла, а я корми!», возненавидев с самого начала. Так и прожила бы Аня с потухшими глазами, обращёнными вниз, но ей стало больно и обидно за бессловесное создание - эта крошка в чём виновата?
В один из приездов дочери, не выдержав издёвок и капризов взбалмошного барина, они собрались наскоро, захватив только детские вещи, и уехали куда глаза глядят. Помыкалась бабушка с ребёночком на руках по чужим углам. Была у неё денежка в загашнике на чёрный день, вот он, этот день, и припожаловал! Дочка ещё поднакопила, прикупили вскладчину небольшой сельский домик: козочка Катька, десяток курочек с петушком, шесть соток распашной земли - что ещё надо? Леночка работает в городе, приезжает, помогает. Сынок Серёжа приезжал на днях. Светулечка растёт - они с бабушкой уже во втором классе!
Прошла неделя, внучка, сделав уроки, убежала покататься с горки на санках с подружкой. Анне Сергеевне захотелось ещё разок взглянуть на картинку, по которой писали со Светулечкой сочинение. «Лоси». Алексей Степанов. Третьяковская галерея.
…Коричневото-бурые оттенки шерсти лосей, блёклые, сероватые ветки кустарников по краям опушки, мрачно темнеющий вдали ельник, чуть розоватое небо на закате и небольшой отблеск его на белом снегу - вот и все краски картины. Но, несмотря на такую скромную палитру, картина заставляет не только сочувствовать диким животным в суровых условиях, но и гордиться ими: красавец-лось, если случится беда, будет насмерть биться, защищая семейство. Эта картина вывернула всю её душу наизнанку: людям бы брать пример с этих диких животных!
Анна Сергеевна пошла опять по избитой дорожке - протирать «пылюку». С комода на фотографии в рамочке на неё смотрел, улыбаясь, мужчина в светлой рубашке, сидящий на бревне. На перепутье с ребёночком на руках они познакомились случайно. Будто опять она встретила своего Серёженьку, только повзрослевшего: те же ласковые слова, внимание, цветы… Как две кометы, они подлетели к Солнцу, засветившись от радости, и, взявшись за руки, облетели его, а потом разошлись в мрачные глубины Галактики, каждый - по своей орбите. По закону всемирного тяготения Ньютона кометы через десятки лет должны снова придти на свидание друг с другом под Солнцем. Только жизни людей небесные законы не подвластны - фотография вот только напоминает, что было это счастливое мгновение, этот неземной полёт в её жизни. Было и прошло…
Бабушка открыла дверь: нет, не видно на горке ребятни, куда-то сбились за дом. Погладила рукой ёлочку, что стояла, связанная, в углу балкона. Через день уже Новый год! Завтра, когда придёт со школы Светулечка, они её будут устанавливать, украшать. Дед Мороз уже и подарок принёс девочке: коньки на белых ботиночках - спрятаны до поры в шкафу. «Дед Мороз» вздохнул: хоть и маленькая у него пенсия, но внучка не обсевок в поле, пусть порадуется, поверив в новогоднюю сказку.
…Но девочки всё нет, заигралась. Анна Сергеевна вышла на улицу. Чёрные лебеди со звёздными глазами опустились на село.
Мало в её жизни было любви, как косой дождь, она обошла её стороной. Сберегла немножко, на донышке, самой настоянной - для внучки. «Светочка, солнышко моё, пора домой!»

Службапоконтракту.рф

Проголосуй за благоустройство своего города