Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка

Многоликая Россия - она такая

Цыгане - один из самых, пожалуй, непонятных и мифологизированных народов в нашей стране, да и на планете тоже. И так было на протяжении многих веков. По всему миру ходят слухи, что когда цыгане приходят в город, они соблазняют мужчин и женщин, а затем воруют всё, что попадается им на глаза, в том числе детей. Существует также много мифов о хитрых и загадочных цыганках-гадалках и цыганских таборах. В любом случае, даже, если отставить все мифы и заблуждения в сторону, цыгане остаются одной из самых интересных этнических групп в истории.

Не секрет, что в Золотухинском районе цыгане проживают в двух сельсоветах - Донском и Будановском, так сказать, Золотухинская и Свободинская зоны. О том, как складываются отношения местных коренных жителей с порой неспокойными соседями, какая профилактическая работа ведётся в целях упреждения совершения цыганами преступлений и как удаётся сотрудникам правоохранительных органов держать ситуацию под контролем, рассказал начальник ОМВД России по Золотухинскому району Анатолий Васильевич ПУШЕЧНИКОВ.

-Из истории мы знаем, что в отношении цыган всегда принимались нормативно-правовые акты, вынуждающие их интегрироваться в общество. В 2000 году они были официально объявлены внетерриториальной нацией. Это отсутствие гражданства делает цыган юридически “невидимыми”. И до сих пор они с неохотой получают паспорта, лишь в исключительных случаях. Это касается и золотухинских цыган из обеих зон их дислокации. У большой части районных представителей их нет паспортов.

Один из майских Указов Президента РФ Владимира Путина «Об обеспечении межнационального согласия» как раз и касается гармонизации межнациональных отношений, укрепления многонационального народа Российской Федерации. Сотрудники Золотухинского РОВД систематически проводят мониторинг состояния межнациональных отношений на территории муниципального образования. Разработанные ими механизмы по недопущению проявления национального и религиозного экстремизма помогают полицейским сохранять обстановку взаимопонимания между коренными жителями района и цыганами.

"Лучше бы нам отдали"

После беседы с руководителем РОВД на полицейской машине едем со старшим оперуполномоченным отдела полиции Евгением Соколовым в расположенную неподалёку деревню Хутарку Донского сельсовета. Здесь компактно проживает семья из пяти цыган. Об их представителях слышали жители районного центра. Несколько лет назад Казаченко Семён и Федоренкова Настя привычным для цыган образом добывали средства для существования - копались в помойке, расположенной в деревне Николаевке. Что можно найти на свалке полезного? Ну, например, это: телевизор; холодильник; стройматериалы; деньги (можно найти в карманах старой одежды); книги; раритетные вещи; антиквариат.

Да много чего там можно найти, было бы желание! Всё бумажное можно сдать на макулатуру, а ещё - металлолом. Вот из этих «ароматных» куч Семён с Настей и извлекли плотный чёрный пакет, раскрыв который, обнаружили тело мёртвого новорождённого ребёнка. «Зачем младенца убили? Лучше бы нам отдали, - плакала, переживала Настя. - Мы бы его воспитали».

Молодая мама, которая лишила жизни своё дитя - не цыганка, была установлена и понесла заслуженное наказание. А у Семёна с Настей в настоящее время трое детей. Старший - сын Степан, которому исполнилось 16 лет, младшие - дочки Мария и Екатерина, планируют ещё одного ребёнка.

Рассказывая о жизни цыган в провинции, Настя жалуется, что основные трудности у неё и её сородичей возникают с поиском работы. Всего лишь раз Семёна с бригадой привлекали в местечко Свобода для замены кровли в многоквартирном доме. Летом выручает индивидуальный предприниматель Сергеев из посёлка Золотухино. На обработке его картофельных посевов и дальнейшем уходе за культурой вся семья зарабатывает деньги, позволяющие сводить концы с концами. На материнский сертификат Семён с Настей купили дом в Хутарке, и, что большая редкость для цыган, газифицировали его.

Следом едем в Новоспасское. 19 апреля исполнился 1 месяц и 9 дней новому жителю населённого пункта Ивану. Его мама Анастасия - русская, родом из Волгограда, где её встретил цыган Матвей, который и увёз её в свои родные места, если так можно сказать про представителей кочевого народа.

Говоря о цыганах, проживающих в Фентисово, стоит отметить, что двое из них - Граф и Красавчик, как сородичи их именуют, - в настоящее время находятся в местах не столь отдалённых. Оба - за кражи имущества. Именно из той стороны частенько жители районного центра видят попрошаек. В «хлебный», хороший, день каждая может «поднять» не меньше 1000 рублей.

На фото: молодые родители Анастасия и Матвей

Поближе к цивилизации

Направились во второй населённый пункт, где проживают цыгане - деревню Мощёнка Будановского сельсовета. По словам представителей правоохранительных органов, её жители коренным образом отличаются от своих сородичей - не воруют, не попрошайничают, работают.

На въезде в Мощёнку встречаем Мирошниченко Галину Евдокимовну. Она с радостью ведёт нас в однокомнатный дом площадью 15 квадратных метров. В этой хибаре, оборудованной печкой, и живут 15 членов их семьи, 8 из которых - взрослые дети. Самый младший - Руслан. Ему 12 лет и каждый день он ходит по 3 километра до Будановской средней школы, в которой обучается. Глава семьи - свёкр Галины Евдокимовны Панченко Пётр Викторович, ранее - передовой скотник колхоза «Красная гвардия» бывшего Шестопаловского сельсовета. Имевшийся у него в Шестопалово дом сгорел во время пала сухой травы, вот и приходится ютиться всем в Мощёнке. Сосед за рядом расположенное не менее ветхое строение просит 50 тысяч рублей. Таких денег у семейства нет. Супруга Петра Викторовича - многодетная мать, но досрочного назначения пенсии они пока добиться не могут.

Из всех благ цивилизации в Мощёнке наличествует лишь электричество. Да и то, как рассказал глава Будановского сельсовета С.И. Алутин, возникают постоянные разбирательства с электросетями - самодельные «козлы», установленные местными «Кулибиными», часто выбивают пробки. Газ во время нашего визита привезли в баллонах по 1000 рублей за штуку. За питьевой водой спускаются с вёдрами вниз к реке - там бьёт ключ.

Совершеннолетние цыгане мужского пола Мощёнки работают в Курске на обрезке деревьев. В день каждый зарабатывает по 500 рублей. Галина Евдокимовна вместе со свекровью ходят на работу по очереди в расположенный неподалёку Тазовский храм. Отец Пётр помогает им, как может - с пустыми руками прихожанки-трудницы не уходят. То масла им даст, то хлеба или немного денег.

Мирошниченко уверяет, что попрошайничать она и её родственницы давно перестали. А сотрудники Золотухинского РОВД поправляют: лукавит, родственницы, может, и перестали, а соплеменницы - нет. Много усилий пришлось приложить полицейским, чтоб отвадить цыганок от входа в монастырь Курской Коренной пустыни. Теперь они просят милостыню на скиту, чуть дальше. И водители маршрутных такси, едущих на Будановку, подтверждают: расплачиваются за проезд возвращающиеся домой цыганки 10-, 50- копеечными монетами подаяния.

Две просьбы, с которыми обращаются представители конкретно этого семейства в своё муниципальное образование, заключаются в предоставлении им дома поближе к цивилизации и обеспечении работой. Любой.

На фото: Г.Е. Мирошниченко, П.В. Панченко, Руслан, К.А. Мирошниченко (слева направо).

В принципе, проехав места проживания цыган и пообщавшись с несколькими представителями, приходишь к выводу, что не особо-то цыгане и отличаются от нас, коренных русских. По паспорту, кто их из них имеет, они все - россияне. По вере - все верующие. Во всех домах, которые посещали, в положенном месте видела иконостасы. Да, вороватее, да, хитроватее, да, плутоватее, да, жуликоватее, но на это и есть правоохранительные органы, которые, как лично убедилась, держат руку на пульсе. А живут такими же житейскими проблемами, как и все остальные национальности России - дом, семья, дети, работа. Российская Федерация имеет много ликов, и все они благополучно и дружно уживаются.

Олеся ЮДАЕВА