Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка

Мы - граждане РФ! И этим гордимся!

Месхетинские турки - субэтническая группа турок, происходит из области Месхетия на Юго-западе Грузии. Верующие в Ислам, большинство мусульмане-сунниты, меньшинство составляют мусульмане-шииты. Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого языка месхетинских турок, что, впрочем, поддерживается только частью специалистов языковедов-тюркологов. До 85% турок-месхетинцев свободно владеют русским языком.

Эту информацию на запрос «турки-месхетинцы» в поисковую строку Яндекса предоставила интерактивная энциклопедия Википедия. Собираясь в командировку в Новоспасский сельсовет, где несколько десятилетий проживают представители данного этноса, решила перед дорогой пополнить небольшой багаж знаний о месхетинских турках. 

В Новоспасский сельсовет десять семей турок-месхетинцев переехали в 1990 году из Ташкентской области Узбекистана после начала Ферганской резни. КИБАРОВ Мухамат Мухлисович, переехавший вместе с родителями и братьями-сёстрами, ставший после смерти отца старшим в семье, вспоминает о бегстве с содроганием. События, случившиеся в Узбекистане, назревали давно. Началось всё не в мае 1989 года в Фергане, а ешё раньше - в декабре 1988 года на многотысячном митинге в Ташкенте с транспарантами «Русские, уезжайте в свою Россию, а крымские татары - в Крым». В феврале 1989 года в Ташкенте озверевшие узбеки уже в открытую нападали на граждан славянских национальностей в транспорте и на улицах, распоясавшиеся узбекские экстремисты кричали: «Русских зарежем», «Русских нужно вешать на фонарных столбах». Мухамат Мухлисович помнит, что до начала событий лидерам турок-месхетинцев было сделано вполне официальное предложение объединиться в «крепкий мусульманский союз» против других народов, а когда те отказались, пригрозили расправиться и с ними. У узбекских бандитов в Фергане были лозунги: «Узбекистан - узбекам», «Душим турок, душим русских», «Да здравствует исламское знамя, мусульманская вера». К Кибаровым неоднократно приходили узбеки из администрации и предупреждали, что семье лучше уехать, не тянуть. Начавшаяся вакханалия склоняла к бегству. От жестокости и насилия до сих пор кровь стынет в жилах. Фотографии-свидетельства безумия и садизма: сожжённый труп - невозможно опознать, мужчина это или женщина; убитые мужчина и подросток - видимо, отец с сыном - и рядом дубинка, которой они были убиты; сброшенное в канаву тело женщины - изуродованное, с разбитыми до кости пятками; сгоревшие дома с зияющими ранами погромов, с запахом гари…

Пятьдесят турок-месхетинцев, бежавшие в 1990 году в Новоспасский сельсовет Золотухинского района, буквально в последний момент ускользнули из костлявых лап смерти. Председатель сельскохозяйственного кооператива «Прогресс» Анатолий Ильич ИЕВЛЕВ предоставил беженцам для проживания Дом колхозника и обеспечил работой. Все переселенцы очень благодарны ему, потому что такую поддержку, какую они получили в самые трудные первые дни и годы, не всегда и не везде получали их соплеменники. Отношения всегда ладились и с представителями сельсовета. Нынешний глава муниципального образования Николай Иванович РЫЖКОВ (на фото с Асией Аслановой и её детьми) говорит, что с самого первого дня претензий к переселенцам не было ни у местных жителей, ни у власти. 

Дружелюбные, гостеприимные, хлебосольные турки-месхетинцы за 27 лет проживания в Новоспасском сельсовете ассимилировались, уподобились коренным жителям муниципалитета в лучших их качествах, а для кого-то стали примером для подражания.  Так, их трудолюбию может позавидовать каждый: из 102 голов крупного рогатого ската две трети растут в личных подсобных хозяйствах турок-месхетинцев. То же самое с поголовьем овец, коз, уток, кур и гусей. Несмотря на большое хозяйство практически в каждом подворье турок-месхетинцев, большинство переселенцев трудятся официально. Кто-то - в филиале осуществляющего здесь деятельность сельскохозяйственного предприятия «Авангард-Агро», кто-то - на сахарном заводе в посёлке Солнечный. 

Так, Зухра Мухлисовна КАГАРМАНОВА, сестра  Мухамата Мухлисовича, проработала семь лет в торговле. Теперь ежегодно во время сезона переработки свекловичных корней трудится в ООО «Продимекс». Помимо этого, вот уже третий срок Зухра с успехом справляется с общественной нагрузкой - является депутатом Совета депутатов Новоспасского сельсовета. У новоспассовцев даже вопросов не возникает, за кого из кандидатов отдать свой голос на местных выборах. 

Первой турецкой свадьбой, на которой гулял весь Новоспасский сельсовет, было замужество Зухры Мухлисовны. Её муж - турок-месхетинец из Кореневского района, куда он и забрал жену. Но долго молодожёны там не усидели, в 1993 году Зухра Мухлисовна убедила супруга вернуться назад в Новоспасский сельсовет. Второй срок подряд депутатом Новоспасского Совета депутатов является племянница Мухамата Мухлисовича и Зухры Мухлисовны Асия АСЛАНОВА, многодетная мать. В воспитании двух сыновей и двух дочерей ей помогает свекровь Шушан Мухлисовна, бывшая ранее в СПК «Прогресс» передовой дояркой, затем - заведующей молочно-товарной фермой.

Особое внимание администрация муниципалитета изначально уделила тому, что турки-месхетинцы - мусульмане, люди иной веры. Николай Иванович говорит, что традиционно - и в православной церкви, и в других христианских конфессиях - было принято погребать единоверных рядом, а для людей иной религиозной традиции - иных конфессий и, тем более, иной религии - устраивать отдельные места захоронения или отдельные участки на кладбище. Это связано как с разным отношением к телу усопшего, так и с весьма различными погребальными традициями в разных мировых религиях. Кроме того, соприсутствие в одном пространстве символов разных религий и совершаемых религиозных обрядов - тоже различных - может приводить к тем или иным соблазнам или даже трениям среди родственников усопших. Поэтому на сегодняшний день захоронение на каком-то религиозном кладбище не является, конечно, обязательным для православного христианина (у нас сейчас фактически даже нет специальных религиозных кладбищ). Но в случае появления такой возможности это очень желательно. Именно поэтому много лет назад рядом с православным кладбищем Новоспасского администраций муниципалитета был выделен земельный участок для захоронения мусульман. На большие исламские праздники и в случае похорон муллу для совершения ритуалов привозят из Тима. 

Совсем скоро, в  июне, переселенцы будут отмечать пусть не круглую, но всё же дату - 27 лет со дня бегства из ранее родного Узбекистана. Насмотревшись на творившиеся там ужасы, настрадавшись на своём долгом тернистом пути в Новоспасский сельсовет, люди иной веры не озлобились на весь белый свет, быстро освоились и влились в коллектив местных жителей, были легко приняты общественностью. Николай Иванович Рыжков рассказал, что деятельность органов власти по вопросам межнациональных отношений строится в рамках Указа Президента РФ Владимира Путина «Об обеспечении межнационального согласия». Задачи, которые поставлены президентом страны, направлены на предупреждение межнациональных конфликтов, проведение мониторинга состояния межнациональных отношений, недопущение проявлений национального и религиозного экстремизма и терроризма. В  Новоспасском сельсовете  такая работа строится на принципах сотрудничества с представителями национальных объединений и религиозных конфессий, во взаимодействии с правоохранительными структурами. 

За 27 лет количество смешанных браков, когда девушка-турчанка выходит замуж за новоспассовца или парень-турок женится на русской, увеличилось. Есть и чисто турецкие семьи, и смешанные. В Новоспасском сельсовете жителей уже давно не делят по принадлежности к определённой этнической группе. 

«Наша родина - Россия, - говорит Мухамат Мухлисович. - Страна, которая нас приняла, когда было сложно, помогла встать на ноги, обрести новый смысл в жизни. Все турки-месхетинцы, переехавшие из Узбекистана в Золотухинский район, - граждане РФ. И этим гордятся»! 

Тут не убавить, не добавить.

Олеся ЮДАЕВА