Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка

"Быть патриотом - значит..."

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплочённость народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм - любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.

В последнее время проблема патриотизма вообще и патриотического воспитания в частности становится в нашей стране всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа молодёжных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.

В связи с этой проблемой Золотухинская детская модельная библиотека им. Героя Советского Союза В.В. Черинова провела социологический опрос «Быть патриотом - значит…», в котором приняли участие 73 учащихся школ посёлка Золотухино.

По итогам анкетирования можем отметить, что на вопрос «Как ты понимаешь слово «патриот?» в качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать всё возможное для своей Родины, то есть способствует её процветанию, тот, который любит Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Человек, любящий своё Отечество»; «Он готов ради своей Родины на всё»; «Тот, кто живёт во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за её будущее»; «Человек, который готов пожертвовать собой ради процветания Родины»; «Преданный Родине человек». 

Все опрошенные осознают себя гражданами России, их волнует будущее страны, они гордятся историей России. Все участники опроса точно знают государственные символы России - Гимн, Герб, Флаг. Большинство из них интересуется её историей. 

Общеизвестно, что любовь к Родине начинается там, где человек родился и вырос. Отвечая на вопросы «Трудно ли человеку жить без Родины?» и «Хотелось бы тебе родиться в какой-нибудь другой стране?», - респонденты проявили себя настоящими патриотами, дав ответ, что они любят свою Родину, хотят в ней жить и прославлять её.

Среди ответов на вопрос «Кого из известных людей России можно назвать патриотом?» были названы А. Невский, Пётр I, М. Ломоносов, Д. Менделеев, М. Кутузов, Екатерина II, Ю. Гагарин, Г. Жуков, А. Суворов, В. Терешкова, В. Путин. Большинство респондентов затруднились с выбором идеала - человека, на которого можно было бы равняться. Но четвертая часть опрашиваемых ответила, что примером для них является Президент России В.В.Путин.

«Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло уже 72 года. Стоит ли продолжать вспоминать события тех лет? Почему?». Наши респонденты в своём большинстве ответили, что это бессмертный подвиг наших предков, который нельзя забывать, и урок будущим поколениям. 

Ответы на вопрос «Читаете ли вы литературу о Великой Отечественной войне?» показали что, большинство участников опроса читают книги о войне потому, что задают по школьной программе, потому и на вопрос «Какое литературное произведение о Великой Отечественной больше всего запомнилось?» они указали произведения школьной программы: «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Судьба человека» М. Шолохова, «Горячий снег» Ю. Бондарева, «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Василий Тёркин» А. Твардовского. Несмотря на это, опрос показал, что равнодушие не захватило сердца и умы молодого поколения, далёкого от военной поры. Необходимо и в дальнейшем поддерживать и укреплять интерес учащихся к Великой Отечественной войне через призму сегодняшних событий.

В целом анкетирование подтвердило, что у читателей нашей библиотеки довольно высок уровень патриотизма, и главным его составляющим для них является любовь к малой Родине и национальное самосознание.

Патриотическое воспитание в библиотеке сегодня, прежде всего, должно стать содействием развивающему чтению, в основе которого лежат духовные ценности России: её искусство, литература и история. Именно чтение литературы по истории России, книг о Великой Отечественной войне позволяет провести исторические параллели, получить ясное представление о прошлом, связать его с настоящим, проанализировать и попытаться дать собственную оценку общественно-политическим и историческим событиям.

Л. ПЛОТНИКОВА, заведующая Золотухинской детской модельной библиотекой.