Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка

Праздник со слезами на глазах

Данное выражение относится не только к девятому мая, когда вся Россия отмечает День Победы, но и к другим военным праздникам. Ведь история знает не только радостные, но ещё и грустные моменты. 

Так, двенадцатого августа военная авиация России отмечает свой день рождения. Однако никто в фонтанах не купается, не дерётся, как это происходит на большинстве праздниках, но отмечают данное событие очень сдержанно. Отчасти это обусловлено тем, что именно в эту дату в 2000 году произошла трагедия в Баренцевом море, унесшая жизни ста восемнадцати подводников. У множества людей жизнь навсегда поделена на две половины: всё, что было до рокового дня, и после. Этого уже не изменят ни время, ни обстоятельства. 

В мире существует определённая практика, связанная с названием кораблей именами выдающихся людей или городов. Так, атомный ракетный крейсер проекта 949А «Антей» в момент закладки на Севмаше (1992 год), назывался К-141. В апреле девяносто третьего директивой главнокомандующего ВМФ крейсеру было присвоено наименование «Курск» в честь подвига советского народа на Курской дуге. Необходимо заметить, что лодок подобного типа было несколько: Воронеж, Орёл, Курск, Северодвинск, Смоленск. В связи с этим одноимённые города брали шефство над судами, а экипаж преимущественно комплектовался из жителей данных населённых пунктов. Поэтому и на «Курске» курян было немало. В их числе - уроженец деревни Подазовка Курской области, старшина второй статьи Юрий Анненков. После окончания школы Юра пошёл учиться на тракториста-машиниста высокого профиля. Закончив на «отлично» Свободинское профессиональное училище и овладев помимо основной специальности ещё и профессией сварщика, ушёл в армию. После прохождения срочной службы подписал контракт.

-В Золотухинском военкомате сказали: «Ты парень уже образованный, знающий, значит, пойдёшь в морфлот», - рассказывает мама Юрия Тамара Ивановна.

По её словам, служить сыну нравилось, да и родители были спокойны, что он идёт не на войну, ведь в то время шла вторая чеченская кампания. Но вот уж действительно не знаешь, где встретишь смерть. Тамара Ивановна вспоминает, что несколько ребят с лодки, в том числе и Юра, подавали документы  для поступления в Санкт-Петербургский военно-морской институт. Хотели стать мичманами, получить офицерский кортик. Специальность машиниста оказалась востребованной и на судне, так как служил старшина механиком в ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) и в коллективе очень ценился. Как рассказывал Геннадий Лячин (командир АПРК) маме Юрия: 

-За два месяца овладел десятью смежными специальностями, мог любого заменить на вахте. 

Согласно штатному расписанию, место работы старшины Анненкова находилось в третьем отсеке. Это значит, что он стал одним из первых, кого постигла смерть. Северные края, где базировался «Курск», считаются местами с экстремальным климатом. Однако природа здесь очень богатая. Помимо рыбы, можно насобирать грибов и ягод. А по словам родных, Юра был и рыбаком, и грибником. Поэтому, когда гуманитарная помощь с Курска задерживалась, все навыки деревенского парня пригождались наилучшим образом.  

Анненкова Тамара Ивановна:

-Уже после трагедии ребята рассказывали, что они никогда голодными не сидели. Юрик быстро организовывал походы в лес за подберёзовиками и ягодами. Мог сделать из ложки блесну, наловить свежей рыбы и отнести на камбуз (кухня), чтобы сварили уху, пожарили грибов.Такая коммуникабельность у него с детства, поскольку у нас в семье все рыбаки и грибники. 

Возвращаясь к трагедии. Так совпало, что именно этот день православная церковь почитает память Иоанна Воина. Также годовщину образования отмечают ВВС, и именно в это время затонула атомная подводная лодка «Курск». Что же происходило двенадцатого августа в Баренцевом море? В этот день завершались флотские учения, в которых участвовал практически весь корабельный состав Северного флота (СФ). Все ракетные стрельбы прошли успешно и оставалась последняя учебная атака К-141, отряда боевых кораблей (ОБК). В 11.37 ОБК вошёл в район торпедных стрельб и начал наблюдение. В 14.12 ОБК вышел из района, так и не дождавшись торпедной атаки. В 16.35 время сеанса связи с АПРК «Курск». «Пётр Великий» начал вызывать подводную лодку, но эфир пуст. В 17.20 начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак вызвал на связь оперативного дежурного:

-Спасательному судну «Рудницкий» готовность к выходу в море один час. Отсутствует плановое донесение от К-141.

Так начались поисковые работы. Было около четырёх утра 13 августа, когда акустики с «Петра Великого» услышали скрежет метала и какие-то стуки, – рассказывает Владимир Шигин в своей книге «АПРК «Курск» 10 лет спустя. Факты и версии».

Далее будут производиться спасательные работы с привлечением норвежских специалистов. Впоследствии многие моряки скажут, что повезло с глубиной, на которой затонула лодка – 108 метров. Если бы было больше двухсот, могли бы не поднять.

Анненкова Т.И.:

-Мы узнали о случившимся из новостей. Перепугались, муж сказал, что надо готовиться к худшему. Из военкомата пришло сообщение, что мне надо ехать в Видяево. Я поехала одна, потом приехал из Рязани старший сын  Николай, чтобы поддержать меня. Некоторое время мы там побыли и уехали обратно домой. Впоследствии, когда подняли лодку, нам сообщили, что нашли Юру и надо ехать на опознание. 

Если говорить о надёжности корабля, несмотря на то, что данный тип атомоходов создавался в сложный для страны период (восьмидесятые – девяностые года) коэффициент надёжности был довольно высок. Основным предназначением являлась повышенная автономность (до полугода без всплытия), в сравнении с дизельными лодками. Однако с созданием атомных субмарин возникает немало смежных вопросов, требующих определённого конструкторского решения. Во-первых, нужно установить ядерные реакторы (основной и запасной), так как для обеспечения «живучести» лодки некоторые механизмы дублировались (два винта, два реактора). Из этого следует идея увеличения водоизмещения до двадцати пяти тысяч тонн. Во-вторых, необходимо обезопасить людей от заражения лучевой болезнью, опыт Чернобыля незабываемый. Для этого был создан специальный титановый корпус, разделённый пополам, как будто их там два. В-третьих, надо было обеспечить скрытность, чтобы ты противника услышал, а он тебя нет. Суммируя все эти факторы можно сказать, что это шедевр конструкторской мысли, поэтому отцы-создатели по праву гордятся своим детищем. Был случай, когда в ходе учений НАТО в Средиземном море «Курск» вёл за ними активное наблюдение, сводя американцев с ума от того, что им не удавалось засечь лодку. Тогда многие офицеры штаба Североатлантического альянса попрощались со своими местами. В свою очередь командир «Курска» был представлен к званию Героя России, а экипаж – к ордену мужества, получить который при жизни им так и не удалось.

Согласно официальной версии, причиной гибели «Курска» послужила взорвавшаяся торпеда, утечка компонентов топлива которой привела к взрыву с последующей детонацией остального боезапаса, что повлекло разрушение прочного корпуса. Однако часть документов расследования остаются засекреченными. В связи с этим появляются многочисленные версии от людей, которые ровным счётом ничего не знают о случившемся, но строят свои версии: начиная с торпедирования другой лодкой и заканчивая политическим заговором. 

Сегодня с момента гибели «Курска» прошло семнадцать лет. В далёкой, заполярной Ара-Губе у своих причалов стоят корабли, готовые по приказу выйти в море, и только восьмой причал навсегда останется пустым. Знающие люди говорят, что именно с этого места уходил в свой последний поход «Курск». Каждый год родственники погибших моряков собираются и вспоминают своих родных. Вот так одна трагедия объединила многих, ранее незнакомых, людей. К сожалению – это невосполнимая потеря, здесь невозможно подобрать слова в утешение. Единственное, что мы можем сделать – не забывать. Однако, несмотря на всю масштабность происходивших на море, в воздухе и суше трагедий, связанных с армией СССР и России, престиж военной службы не уменьшается. Многие современные юноши идут служить на Северный подводный флот, подписывают контракт, а впоследствии по рекомендации командования идут поступать в военно-морские учебные заведения. В дальнейшем вчерашние матросы и старшины становятся мичманами и офицерами, после распределения начинают военную карьеру. Будем надеется, что так продолжится и дальше. 

Иван ЖУРАВЛЁВ