Редакция Архив номеров Рекламодателям Подписка 2-14-81

Масленица в микроскопической Швейцарии

Одним из ключевых критериев жизнедеятельности человека являются традиции его семьи и страны, в которой он родился или живёт в данное время. 

В семнадцати километрах восточнее Коренной Пустыни находится деревня 1-я Воробьёвка, а в прошлом - село Воробьёвка, известное как имение русского лирика Афанасия Афанасьевича Фета. Здесь поэт провёл свои лучшие творческие годы. После долгого перерыва Фет вновь стал создавать оригинальные  стихотворения. Они публиковались выпусками под названием «Вечерние огни». 

Несмотря на немецкое происхождение, ничто русское Фету не было чуждо, поэтому все праздничные традиции в усадьбе отмечались широко, в том числе и Масленица. 

Отдавая дань исторической памяти и следуя народным обычаям, недавно в реконструированном имении писателя провожали зиму и встречали весну. Для гостей было организовано праздничное застолье, где их угощали горячим чаем со свежеприготовленными блинами и ягодным вареньем. Между тем любители мяса, коих оказалось приличное количество, могли полностью удовлетворить своё желание, попробовав только что приготовленный на мангале шашлык из домашней свинины. Стоит отметить, что гуляния были организованы по старым русским традициям с проведением различных конкурсов и викторин: перетягивание каната, бег в мешках и другие народные забавы. Для пущего веселья всё сопровождалось различными песнями и танцами. Также любой желающий мог перенестись в XIX век и прокатиться с ветерком на санях, благо территория поместья позволяет разогнаться. Завершались веселья хороводом вокруг чучела Масленицы и его сжиганием. 

Раньше каждый из семи дней Масленицы носил своё название. Например, первый день, понедельник, обозначался как «встреча». В это время степенный народ навещал своих родных. Вторник - «заигрыши». С утра молодых девиц приглашали покататься на санках, на лошадях, поесть блинов, повоздвигать снежные городки. В народе говаривали: «Кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинный и масло хорошо станет сбиваться». Вот ребята и старались. Среда - «лакомка». Люди лакомились блинами, которые пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста. На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьёв в гости. Четверг - «разгул, перелом». Это была середина масленичной гульбы, позади и впереди - три дня, мужчины выходили на кулачные бои. По правилам нельзя было прятать в рукавицу что-то тяжёлое, бить ниже пояса и по затылку. Словом, в любой схватке русскому бойцу следовало помнить о чести и не терять голову. Сходились на реке, бились «сам на сам» или «стенка на стенку». Пятница - тёщины вечёрки. События этого дня характеризует одна поговорка: «Хоть тёщины блинки сладки, да тёщ угощают на Масленицу зятьки». В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а утром присылать нарядных зватых. В полдень девушки выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому нравилась барышня, торопился отведать из её рук угощение, тем самым оценив труд хозяйки. Суббота - золовкины (сестра мужа) посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе в гости. Вечером вокруг чучела Масленицы водили хороводы, а впоследствии его сжигали. И, наконец, Прощёное воскресенье. В этот день на Руси все от мала до велика просили друг у друга прощения, а после обеда собирались в церковь к вечерне.

Так весело, карнавально, с выдумкой, с обильным угощением и всепрощением исстари провожал народ зиму, встречал весну, а далее наступал Великий пост, венчает который Пасха. Следуя православным канонам, на всём протяжении сорокадневного воздержания люди должны стараться меньше грешить. Как бы высокопарно это ни звучало, но истинный смысл подобной традиции заключается не в том, чтобы меньше есть, а больше приобщаться к вере. 

Восстановление и сохранение исторических памятников - это задача не только отдельных чиновников, но и всех граждан. Сейчас усадьба Афанасия Афанасьевича переживает новый виток своего развития. В доме писателя организован музей, где его создатели постарались воссоздать атмосферу, царившую здесь в XIX веке: гостиная, столовая, спальни, кабинет, мебель, фотопортреты и картины. Ценность этих вещей заключается в том, что они являются общедоступными для посетителей. 

В этом смогли убедиться все гости, заехавшие к Фету на Масленицу. Для них сотрудники музея-усадьбы Антонида Семёновна Яковлева и Владимир Владимирович Яковлев провели экскурсию, рассказывали о деятельности писателя в период его пребывания в Воробьёвке. Например, сельское хозяйство. Афанасий Афанасьевич был образцовым помещиком. Цифры его урожаев украшали губернские статистики. Стоит отметить, что поэт очень любил Воробьёвку. Ласково он её называл, «наша микроскопическая Швейцария». 

Как рассказала заведующая музеем-усадьбой А.С. Яковлева, за  время реконструкции имения были восстановлены дом писателя, сад, почищен пруд. Теперь здесь живут лебеди, а на лугу пасутся лошади и ослик. Недавно в усадьбе был открыт концертный зал в здании бывшей каретной. Каждое лето на территории поместья проходят традиционные Фетовские чтения, на которых организуются театральные постановки из жизни поэта с чтением его стихов. Очень приятно, что в сегодняшнее непростое время реализуются подобные культурно-просветительские мероприятия.

Иван ЖУРАВЛЁВ