Контакты Номера PDF Рекламодателям Подписка

Финансовые новости

Куряне учатся финансовой грамотности в дороге
22 ноября от Красной площади до поселка Северный вновь курсировал электробус финансовой грамотности. Акция, которая проходит не первый раз, уже успела запомниться курянам. Пассажиры, следующие по своим делам, во время пути могли просто и доступно получить полезные знания из области финансов.
Как отличить настоящую денежную купюру от фальшивой, сколько признаков подлинности банкнот необходимо для этого знать, как сберечь накопления и защитить себя от финансовых мошенников – этой важной информацией с курянами поделились сотрудники Банка России и эксперты УМВД России по Курской области.
Специалист курского отделения мегарегулятора Ольга Артёменко отметила, что определить фальшивку порой непросто, но существуют основные признаки, по которым можно убедиться – деньги настоящие.
Так, например, одним из признаков подлинности пятитысячной банкноты является по-особому выполненное изображение герба города Хабаровска – если поворачивать купюру от себя к себе, то по нему будет плавно перемещаться ролик вверх-вниз. Вторая особенность, которую очень сложно подделать – защитная нить, расположенная ближе к левому краю лицевой стороны банкноты. При её покачивании проявляется эффект движения цифр, которые будут перемещаться относительно друг друга. А с левой стороны находится цветное поле – при аналогичных действиях появляются и исчезают радужные полоски.
Сотрудник экспертно-криминалистического отдела УМВД России по Курской области Евгения Ильина поделилась с курянами информацией о том, как действовать в случае обнаружения поддельной купюры, ответила на вопросы, а также напомнила об ответственности за использование фальшивых денег.


Людмила Малыхина, жительница Курска: «Сегодня зашла в троллейбус, и была приятно удивлена. Вот так запросто по дороге домой, получила массу полезных советов. Честно сказать, покупок через интернет я не совершаю, но вот платежной картой пользуюсь активно. Часто слышу о телефонных мошенниках, и сегодня узнала от специалистов о новых способах обмана. Слушала с большим интересом, чуть не пропустила свою остановку».
Четвероклассник Илья Шматченко считает себя финансово грамотным человеком: «Нам в школе много рассказывают о том, как правильно распоряжаться деньгами, специальные уроки проводят, и дома родители объясняют. Я даже знаю, как накопить на мечту. И карта у меня своя есть. Мама сказала, что я не должен никому называть пин-код от нее».
Пассажиры, проехавшие в электробусе в непривычной для себя обстановке, благодарили организаторов акции «Маршрут финансовой грамотности» за нужную информацию. Все желающие получили брошюры с полезными сведениями о том, что все вклады граждан в банке застрахованы, о том, как распознать финансовую пирамиду и не попасть на удочку мошенников. Многие куряне просили, чтобы подобные выездные лекции проводились на регулярной основе и как можно чаще.

Мисселинг, или не дайте себя обмануть!

От жителей Курского региона в 2019 году в Банк России поступило пять жалоб, связанных с мисселингом – недобросовестной продажей клиентам финансового продукта без подробного объяснения его характеристик и особенностей. Потребителя вводят в заблуждение, чтобы он приобрел тот продукт, который выгоден менеджеру, а не тот товар или услугу, за которыми человек обратился изначально, и которые ему нужны на самом деле. Так, курянам при обращении в банки для оформления депозита под видом «более доходного продукта» продавали полис инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
Но понятие мисселинг не сводится лишь к продаже ИСЖ. Банки часто выступают агентами не только страховщиков, но и брокерских компаний, негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Как «более доходную» альтернативу вкладам могут предложить паи ПИФов, инвестиции в ценные бумаги, договоры негосударственного пенсионного обеспечения. При этом далеко не всегда сообщают обо всех принципиальных отличиях этих продуктов от вкладов. Доходность по ним действительно может оказаться выше, чем по депозитам. Но и риски выше: процент не гарантирован, а вложения не попадают под систему страхования вкладов.
Разновидностью мисселинга так же являются так называемые предпроданные услуги. То есть услуги, которые автоматически включены в договор «по умолчанию», даже «галочки» в соответствующих графах договора уже стоят, хотя клиенту это было совершенно не нужно. Такой прием рассчитан на то, что гражданин, читая договор, не догадается, что галочки можно снять и за услуги или продукты не платить. Такими предпроданными продуктами могут быть, например, кредитная карта или дополнительная дебетовая карта. На такие случаи Банк России принимает жалобы граждан и очень жёстко реагирует — через непосредственный контакт с банком.


Управляющий курским отделением Банка России Евгений Овсянников напоминает: «Чтобы обезопасить себя от мисселинга, потребителям финансовых услуг следует быть внимательными. Самое эффективное средство защиты от недобросовестных практик при покупке финансовых продуктов и услуг – это подробное изучение договора и приложения к нему до его подписания. Ставить свою подпись на документе следует только в том случае, если все пункты вам понятны, не вызывают вопросов, и вас устраивают обозначенные условия и продукты, которые прописаны в договоре».
Если клиент недоволен взаимоотношениями с финансовой организацией, а на предъявленные претензии она не отвечает, то на нее можно и нужно жаловаться в Банк России. Жалобу можно направить в электронном виде через интернет-приемную Банка России на сайте www.cbr.ru. Необходимо будет прикрепить документы.
Банк России проводит работу с участниками финансового рынка, чтобы исключить любые проявления мисселинга. В 2019 году вступил в силу нормативный акт Банка России, который обязывает продавца раскрывать всю информацию о продукте так, чтобы не ввести человека в заблуждение. Дополнительно планируется сформировать единые правила продажи сложных финансовых инструментов, обязательные для всех участников финансового рынка.