Контакты Номера PDF Рекламодателям Подписка

Из истории села Белый Колодезь

Активное заселение Курского края, начавшееся в XVI-XVII веках, продолжилось и в XVIII веке. За время правления Петра I в связи с переменами в границах произошли большие изменения, которые проявились в росте крупного землевладения в том числе. В это время курские земли значились в составе Белгородской провинции Киевской губернии.

За статскую и военную службу дворянам была пожалована государева земля. Большие поместья получили Юсуповы, Головины, Апраксины, граф Шереметьев.
Первое упоминание о селе Белый Колодезь Ануфриевского сельсовета Золотухинского района, ранее Щигровского уезда Николаевской волости, а в самом начале нашей истории Обмяцкого стана Курского наместничества, относится к 1719 году. В переписи населения, проведённой по указу Петра I, было учтено население мужского пола: подушная перепись включила в себя однодворцев, проживающих на собственных землях, крепостных крестьян.
Одним из первых владельцев в селе упомянут светлейший российский князь Дмитрий Константинович Кантемир (1676-1723), который после Прутского похода в 1711 году получил титул светлости и несколько имений. С большой вероятностью землю и крестьян в с. Белый Колодезь он получил в это же время. За ним в этот период значились крестьяне: Усовы, Зазины, поляки Сербины, Салтыковы, Троицкие, Щегины, Худяковы, Ковшовы, Шокины, Рыжие.
Второй владелец, указанный в этой переписи, - Георгий Евстратович Христосколеус, за которым значились поляки Ковшовы, Тихомировы, Панковы, Нестеровы, Кожевниковы, Лагуткины, Есоуловы, Чистяковы, Бобовниковы, Мишуковы, Базаровы, Новиковы.


После смерти князя Кантемира его земли и крестьяне перешли во владение дворянина Степана Сербина. Крестьяне, принадлежавшие Георгию Христосколеусу, были пожалованы по именному Указу Её императорского Величества Екатерины II Петру Ханыкову, который продал их своему брату Якову.
Ханыковы владели крестьянами и землями в селе более 100 лет. Кроме этого, у них были крестьяне в соседней Николаевке, в Новооскольском уезде Курской губернии и Белевском уезде Тульской губернии. Вскоре после покупки части села сюда были переведены две семьи Секачёвых и Заболоцкие из Николаевки, прибывшие туда из деревни Грибановки Ярославского уезда Ярославской губернии. В д. Ишутино Белевского уезда Тульской губернии в имение Виктора Ханыкова были переведены семьи Фёдорова Матвея, Трустина Тараса, Секачёва Тимофея, а Федот Потапов Соловых переведён в село Белый Колодезь из Новгородского уезда.
В 1773 году из Белевского уезда переведена семья Овчиникова Родиона, через несколько лет из с. Троицкого на Сучке Фатежского уезда, из имения Ханыковых, прибыли семьи Романова Михаила и Миронова Василия. Так сложился перечень фамилий жителей села к концу XIX века. Стоит отметить, что некоторые фамилии претерпели изменения, так фамилия Соловых в некоторых документах записана как Соловьёв. В первой переписи среди жителей упомянута семья поляков Мишуковых, которые к 1858 году написаны как Мацуковы, эта фамилия и закрепилась за семьёй. Семья Лагуткиных, записанная так в первых переписях, позже стала именоваться как Лагутины.
Крестьяне часто переходили от одного владельца к другому по наследству среди членов семьи дворян Ханыковых. В 1813 году Александр Ханыков продал часть своих крестьян помещикам Забродским, в 1819-1820 годах им было продано ещё несколько семей, одной семье он дал вольную. Ханыкова Наталья Яковлевна (по мужу Деберина) оставила в наследство крестьян своим дочерям Ольге Шеншиной и Анне Снегирёвой.
Согласно Топографическому описанию Курской губернии за 1784 год, село Белый Колодезь Щигровского уезда, который был образован в 1779 году из Обмяцкого стана, «лежит при речке Белом Колодезе…помещиков три дома деревянных, а на речке Белом Колодезе мельница бригадирши Языковой о двух мучных поставах... Лес стоит близ онаго селения на гористых и ровных местах, принадлежит жителям того села...».
Во второй половине XIX века, по переписи 1858 года, 193 крестьянские души значились за помещиком статским советником Аполлоном Звегинцевым, получившим крестьян от своего отца и купившим несколько семей у Забродских. Среди них Крыловы, Мацуковы, Лагутины, Овчиниковы, Кривоуховы, Кожевниковы, Мироновы, Романовы, Соловых, Медведевы. За титулярной советницей Екатериной Фёдоровной Пушкарёвой (по первому мужу коллежской секретаршей Толмачёвой) - 48 человек. Среди них Шмраевы, Бельчиковы - достались от родителей Фёдора и Елизаветы Китаевых, переведены из Курского уезда. За женой коллежского советника Анной Кузьминичной - дочерью Снегирёвой, которой большинство крестьян достались по духовному завещанию от сестры Ольги Кузьминичны Шеншиной, значилось 62 человека. Семьи Меньшиных, Сухоруковых и Ковшовых в 1857 году были отпущены ею на волю.
После отмены крепостного права крестьяне получили личную свободу, но земля осталась в собственности помещиков. В 1863 году были составлены уставные грамоты помещиками Толмачёвыми, Снегирёвой Анной Кузьминичной и Звегинцевым Аполлоном Николаевичем, земли которых располагались в с. Белый Колодезь. Согласно этим документам крестьяне могли пользоваться землёй по две с небольшим десятины на члена семьи, за это мужчины должны были отработать за год по 34 дня, а женщины по 25,5 дня повинностей на помещицу Снегирёву. Те крестьяне, кто заключил договор с помещиками Звегинцевым и Толмачёвыми, должны были отработать в год на помещика 40 дней - мужчины и 30 дней - женщины, а также заплатить за пользование усадебной землёй. Сверх того, крестьяне, проживающие на землях Звегинцева Аполлона Николаевича, обязаны были скосить и убрать ежегодно 10 десятин сенокоса; сжать и связать 15 десятин озимого хлеба; скосить и связать 15 десятин ярового хлеба и перевести в господское гумно.
На начало XX века среди крестьян села появились новые семьи: Коротневы, Городецкие, Овчаровы, Грудинины, Букреевы, Пучковы, Борисенковы. Также появляется в списках семья Алтуховых, которая купила землю в с. Белый Колодезь в 1868 году.


Что касается помещиков, не все из них проживали в своих имениях. Так, Толмачёва Клавдия Аполлоновна с детьми в селе не проживала, Сомова Неонила Григорьевна, купившая землю у Пушкарёвой Екатерины Фёдоровны, проживала в городе Курске на ул. Сергиевской.
Имение дворянина Толмачёва Аполлона Евграфовича располагалось вдоль ручья, на востоке примыкало к Штевецкой границе, с юга располагалась усадьба господ Забродских, с запада граничило с участком отца - Толмачёва Евграфа. На усадьбе стоял дом, крытый соломой, кухня, 2 амбара, 2 сарая, конюшня. Всей земли значилось 67 десятин, сад сдавался в аренду. Хозяйство было небольшим: 3 лошади рабочие, 2 - нерабочие, 1 корова, 2 подтёлки, 1 телёнок, 18 овец и 2 свиньи. На лето нанимался 1 рабочий.
Здесь же, недалеко, располагалась усадьба коллежского секретаря Валериана Андреевича и Марьи Андреевны Снегирёвых. Усадьба состояла из деревянного барского дома, трёх людских изб, зернового амбара, конюшни, скотного двора, ледника и риги. Хозяйство было немногим больше, чем у соседей: 11 рабочих лошадей, 3 нерабочих, 7 коров, 1 бык, 3 вола, 5 подтёлок, 4 бычка, 5 телят, 28 овец, 7 свиней. Земли за Снегирёвыми числилось 167 десятин. Управлял хозяйством староста. Кроме того, был сторож, охраняющий усадьбу, и ещё один, стороживший лес. На полевых работах числилось 3 постоянных работника и 2 нанимались на лето. За скотом ухаживали 4 человека.
О том, когда в селе была построена церковь, ничего не известно. Первое упоминание о храме в с. Белый Колодезь встречается в вышеупомянутой переписи населения 1719 года: «Церковь во имя Николая Чудотворца. При церкви поп Иван Понкратьев - 65 лет, у него сын дьячок Сидор - 35 лет, у него, попа, зять Фёдор Григорьев Воскобойников - 20 лет, у него сын Данила - 2, пономарь Яков Иванов - 60, у него сын Пётр - 10».
История храма является неотъемлемой частью истории села. В своё время по одному только статусу населённого места можно было определить, есть ли в нём храм: селом называлось великорусское поселение с церковью, слободой - малороссийское, в основном, или пригородное поселение с церковью, в деревнях же церквей не было. Наличие храма в селении характеризовало духовно-нравственный уровень его жителей, так как свидетельствовало об их стремлении к православию. Храмы строились в основном по их инициативе, на их средства, или, как говорится в документах, «тщанием прихожан», содержание его и церковного причта возлагались на церковную общину.
За долгую историю существования храма он не раз перестраивался. Последний раз новое деревянное здание было возведено в 1757 году. В приход церкви, кроме самого села, входили деревни Кондринка, Лутовка, Басова. На 1890 год число прихожан составляло: 506 душ мужского пола и 539 душ женского пола, на 1908 год в приходе числилось 749 прихожан мужского пола.
Единственное описание церковного имущества, которое удалось обнаружить, содержится в деле по регистрации православного церковного общества Николаевской церкви села Белого Колодезя Николаевской волости Щигровского уезда за 1927 год: длина храма 27,5 аршин, ширина - 7 аршин, высота - 6 аршин. На колокольне размещалось 4 колокола общим весом 25 пудов.
В алтаре, согласно описи, имелась чаша серебряная, лжица серебряная, звездица серебряная, 2 копия железные, 2 ковша медные, 3 Евангелия: 1 бархатное, 2 металлических (жестяных), 2 медных креста, 1 медный трикирий, антиминс шёлковый, 1 футляр стеклянный, 1 престольная одежда (парчовая), подсвечник на жертвеннике (медный), одежда на жертвенник (парчовая), 13 подсвечников, из них 9 больших и 4 малых (жестяные), 5 аналоев (деревянные), кандия (медная), 2 кадильницы (жестяные), блюдо для благословения, 2 пары венцов, 2 занавеса на святые врата, 1 шкаф-ризница.
В храме, кроме пятиярусного иконостаса с неподвижными иконами, размещалось 42 иконы. Среди них: «Икона Божьей Матери «Знамение», Серафима, святителя Николая, Моление о Чаше, Божьей Матери «Казанская», Феодосия Черниговского, Митрофана, мученицы Варвары, Спасителя, Архистратига Михаила, Флора и Лавра, Пантелеймона, Иоанна Крестителя, Св. Власия, святителя Иоасафа, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи, Иоанна Златоуста…».
Облачения в храме было достаточно: ризы (2 белые парчовые, 3 жёлтые парчовые, 1 чёрная бархатная, 1 коричневая парчово-бархатная), 1 стихарь парчовый, 5 подризников, 7 епитрахтий парчовых, 5 поясов, 1 набедренник, 3 пары поручей парчовых, 5 покрывал на престол, 2 кружевных покрывала на плащаницу, 1 покрывало на жертвенник, 12 больших воздухов и 13 малых.
Большой ущерб храмам был нанесён изданием постановления ВЦИК от 23.02.1922 года «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». В марте 1922 года началось изъятие церковных ценностей на нужды голодающих Поволжья. Местным Советам предписывалось конфисковать в церквях «все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа». Никаких ограничений по количеству ценностей, подлежащих изъятию, не существовало.
В описи изъятого имущества Николаевской церкви от 17 июля 1922 года указаны серебряные ризы с икон, серебряный крест, оковы с Евангелий, серебряная тарелочка, серебряная дароносица и другие предметы, вес которых составил 20 фунтов и 68 золотников, что составляет 9,3 кг. Случаи закрытия церквей имели место уже в 1920-е годы, когда в отдельных храмах прекращались богослужения из-за отсутствия священника, подвергнутого аресту или другому виду преследования. Массовое же закрытие церквей началось с 1929 года.
В списках облисполкома 1934-1937 годов, где имеются списки закрытых и действующих храмов по Курской области, Николаевская церковь с. Белый Колодезь не упоминается. Это говорит о том, что она уже не действовала.
При церкви действовала церковно-приходская школа, размещавшаяся в собственном здании, где на 1908 год преподавал закон Божий священник Николай Павлович Солодовиков. В Кондринке в 1906 году была открыта земская школа, где с 1910 года преподавала Солодовникова Елена Николаевна.
После 1917 года земская школа стала единой трудовой школой, в которой обучались дети крестьян 4 года. Церковно-приходская школа была ликвидирована, перешла в ведомство народного комиссариата по просвещению и стала именоваться Советской школой, где наряду с общеобразовательными предметами развернулась политико-просветительная работа. Открылась в селе изба-читальня, ставшая позже библиотекой.
На 1921 год в школе обучалось 30 мальчиков и 24 девочки. Работали две учительницы: Солодовникова Лидия Николаевна 1901 г. р. и Соколова Татьяна Ивановна 1892 г. р. Заведующий избой-читальней - Кожевников Алексей Филиппович 1867 г. р.; председатель школьного совета - Алтухов Александр Сергеевич 1885 г. р.; секретарь военного отдела образования - Толмачёв Михаил Аполлонович 1885 г. р.; сторож - Лагутина Елизавета Васильевна 1901 г. р.
Начиналась новая веха в истории.
Т. Потаскаева,
старший научный сотрудник ОКУ «Госархив Курской области».