Контакты Номера PDF Рекламодателям Подписка

Путь солдата через всю войну

Путь солдата через всю войну… Каким он был, этот путь - путь моего деда Гриши, солдата, который ушёл на войну в 1941 году, а вернулся в 1945-м. Почему они, вернувшиеся фронтовики, почти ничего не рассказывали о войне? Было ли это желанием уберечь своих родных от боли, муки, крови, страха и невыносимо тяжких испытаний, выпавших на их долю долгие военные дни, месяцы, годы? Или не хотели бередить душу воспоминаниями о пережитом: огромных потерях, которые несла наша армия в первые месяцы войны, бесконечных отступлениях, оставленных городах и сёлах, страшных боях, когда вставала на дыбы и горела земля под ногами и гибли один за другим друзья-однополчане.

У каждого из них остался в памяти свой бой, свой героизм и великое страдание, меру которого знал каждый из вернувшихся с той давней страшной войны и с чем он жил потом всю оставшуюся жизнь.
Я родилась через 11 лет после окончания Великой Отечественной войны. Третья дочь в семье старшего сына деда Гриши. А за две недели до моего появления на белый свет у моих дедушки и бабушки родился «последыш» - Мишка. И были мы с ним как билизнецы-неразлучники - всё детство и юность вместе.
Самое первое моё детское воспоминание, как яркая вспышка, с которой начинается осознанное восприятие окружающего мира: мы сидим с дедом Гришей на лавочке около плетнёвого, обмазанного глиной, забора. Мне - около пяти лет, я ещё совсем маленькая, но большая егоза. То болтаю ногами, сидя рядом с дедом, то взбираюсь с ногами на лавочку и висну на заборе, заглядывая во двор, где хозяйничает бабушка Ариша. Тепло и солнечно. На улице показывается небольшая группа людей с красным флагом, они идут мимо нас со стороны деревни Малахово. То, что этот день был Днём Победы, и люди шли от памятника, где захоронены советские солдаты, погибшие в боях во время Курской битвы, я поняла, конечно, гораздо позже. И тогда же осознала, почему этот день отпечатался так ясно в памяти совсем ещё маленького ребёнка, каким была я в тот момент.
Думаю, что для меня стало потрясением, когда я увидела, как заплакал мой дед, когда прошли мимо нас люди с флагом.
-Деда, почему ты плачешь? - испуганно спросила я его.
-Внучка, сколько людей полегло на войне… Не забуду, как мы лежали под Ельцом три дня и три ночи под обстрелом немцев. Головы не могли поднять, вмёрзли в лёд…
Он неловко вытирал слёзы рукавом.
-Дед, а как вы ели? - наивно, по-детски спросила я.
-Ночью старались подползти к нам как можно ближе ребята из хозвзвода и бросали издалека круги колбасы, - ответил он на мой вопрос.
И это всё, что сохранила моя детская память из того, что рассказывал мне в тот день дед Гриша. И эта память только моя, об этом не знал и не знает больше никто из наших родственников.
У деда Гриши и бабушки Ариши было пятеро детей: Николай (мой отец), Виктор, Пётр, дочь Тамара, которая родилась, когда дед вернулся с фронта, и Мишка - мой ровесник, который приходился мне дядей.
Я хорошо помню, каким был дед Гриша: худощавый, немногословный, сдержанный, очень опрятный. Он никогда не кричал и не ругался на нас - детей, хотя мы постоянно крутились около него. С дедом Гришей мы пасли коров на выгоне у Журавлёва колодца - нашу корову Красотку с большими и острыми, загнутыми кверху рогами, которую боялись все в деревне, и Милку - корову деда и бабушки, нрав которой вполне соответствовал её кличке.
Дед вырезал из гибких лозинок свистки для нас с Мишкой, именно он однажды показал нам маленьких совят, изумительно красивых и пушистых, которые таращили на нас свои глазища. Сохранила детская память, как ранним утром он вывел меня на огород, чтобы я смогла посмотреть на двух лосей, один из которых был с большими ветвистыми рогами, они вышли из утреннего тумана от ольховника, который рос за нашими огородами. Много чего другого я помню о своём деде. Я росла и взрослела на его глазах. Наши дома стояли рядом, и я каждый день бегала к ним. Я знаю, каким он был отцом, мужем, работником, каким он был человеком. Но каким он был солдатом, и какой боевой путь прошёл по дорогам войны, узнала не от него, а из архивных материалов Министерства обороны Российской Федерации на сайте «Мемориал».
Шелепов Григорий Григорьевич, 1906 года рождения, уроженец д.Жерновец Свободинского района, русский, беспартийный, был призван в ряды Красной Армии Свободинским РВК Курской области с самого начала войны в 1941 году.
В архиве Минобороны я не отыскала сведений о периоде 1941-1943 года, где он мог находиться в это время и в каких боевых действиях принимал участие. Битва под Москвой в декабре 1941 года явилась первым ответным ударом советских войск немецко-фашистским захватчикам. Рассказ деда о событиях под Ельцом относится, скорее всего, к этому периоду. В 1943 году ему выпала возможность побывать дома.., всего на 20 минут мог он заехать вместе со своим командиром, чтобы повидаться с родными.
Дальнейший его боевой путь чётко прослеживается в архивных документах. С 1 апреля 1944 года в составе 1-го Белорусского фронта он принимает участие в разгроме немцев в Белоруссии (июнь-июль 1944 года); в Бобруйской наступательной операции (24-26 июня 1944 года) - операция пятого удара; в Минской наступательной операции (29 июня - 4 июля 1944 года).
У меня на руках документ на пожелтевших листах бумаги, как свидетельство бесстрашия и отваги моего деда в этот период - приказ по 308-му Гвардейскому зенитно-артиллерийскому Краснознамённому полку Гвардейской зенитно-артиллерийской Речицкой дивизии РГК 1-го Белорусского фронта от 14 июля 1944 года №8/н. В нём написано: «От имени Президиума Верховного Совета СССР наградить: медалью «За отвагу» орудийного номера четвёртой батареи Гв. рядового Шелепова Григория Григорьевича за то, что: 26.5.44 года в районе д.Слободка Полесской области 8 ФВ-190 производили бомбардировку с пикирования проходящие колонны войск и ОП-батареи. Невзирая на опасность, тов. Шелепов мужественно и хладнокровно устанавливал на прицеле курс цели. Благодаря его точной работе самолёт противника был сбит. 30.6.44 года благодаря точной и мужественной работе тов. Шелепова орудие сбило ещё один ФВ-190. Всего орудие имеет на своём боевом счету 7 сбитых самолётов. Командир 308-го Гвардейского зенитно-артиллерийского Краснознамённого полка Гв. полковник Бурневский».
В 1944-1945 годах идут наступательные операции на всех фронтах. 308-й Зенитный артиллерийский полк, в составе которого находится 4-я батарея, участвует во всех боевых действиях: Люблинско-Брестской наступательной операции (18 июля - 2 августа 1944 г.); разгроме немцев в Польше (январь-февраль 1945 г.); Висло-Одерской наступательной операции (14 января - 3 февраля 1945 г.); Восточно-Померанской наступательной операции (10 февраля - 31 марта 1945 г.); наступательной операции по ликвидации Кюстринского выступа и расширении плацдармов на р.Одер (22-30 марта 1945 г.).
Выписка из архивных материалов Минобороны: «3.2.45 г. в районе Зоненбург вражеские самолёты ФВ-190 пытались штурмовать проходящие по шоссе колонны наших войск. Орудие, где работает прицельным т.Шелепов, первым открыло огонь и только благодаря умению и мужеству т.Шелепова один ФВ-190 был сбит, а остальные, не причинив войскам ущерба, рассеялись.
4.2.45 г. в районе Геритц самолёты противника пытались бомбить переправу через р.Одер. Несмотря на артиллерийский обстрел огневой позиции батареи т. Шелепов, проявляя образец мужества, точно устанавливал входные данные. Один ФВ-190 был сбит.
8.2.45 г. 16 ФВ-190 бомбардировали переправу через реку Одер. В этом бою орудие, где прицельным т. Шелепов, сбило один ФВ-190.
24.3.45 г. в районе 2 км зап. Маншнов противник, стараясь вернуть утерянные рубежи, перешёл ночью в контратаку. Несмотря на пулемётный огонь противника, т. Шелепов устанавливал входные данные. Контратака противника была отбита. На боевом счету орудия имеется 8 сбитых самолётов противника».
За мужество и бесстрашие, проявленные в боях во время наступательных операций 1944-1945 годов, гвардии ефрейтор Шелепов Григорий Григорьевич - орудийный номер 4-й батареи 308-го Гвардейского зенитно-артиллерийского полка был награждён орденом Славы III степени.
И, наконец, Берлинская наступательная операция. В середине апреля 1945 года до Берлина оставалось 120 километров. До одного миллиона человек готовились к обороне Берлина. Были задействованы главные силы вермахта - 214 дивизий. Небольшие города и деревни превратились в опорные пункты. На всём протяжении были заминированы территории, подготовлены дзоты, доты, рвы глубиной до трёх метров, вкопаны в землю зенитно-артиллерийские орудия.
План наступления Красной Армии предусматривал рассечение линии обороны противника ударными силами трёх фронтов. 1-й Белорусский фронт наносил главный удар. 16 апреля 1945 года в пять утра полыхнуло зарево артиллерийского огня. Тысячи орудий, миномётов и «катюш» в течение 30 минут перемолотили передовые позиции врага и приступили ко второй. Спустя час с южного направления пошли в наступление силы 1-го Украинского фронта. К вечеру советские войска продвинулись на всех направлениях на 30 километров. Предстояло взять штурмом Берлин. Солдаты уже обладали огромным боевым опытом, но до взятия Берлина ещё оставалось 23 тяжелейших дня. Все участники Берлинской операции совершили поистине колоссальный подвиг, день за днём загоняя врага в его логово.
Мой дед дошёл до Берлина. Война для него закончилась 18 мая 1945 года. Он вернулся домой живой и никогда не рассказывал о том, что он делал на войне. Мой неприметный, скромный, немногословный дед Гриша! Ты, оказывается, был мужественным, презирающим опасность, солдатом-артиллеристом, хладнокровно наводящим цель на вражеские самолёты. Я горжусь тобой, простой русский солдат, мой родной дед - Шелепов Григорий Григорьевич. Во мне течёт твоя кровь, которая никогда не позволит предать забвению память о тебе. Мы, твои внуки и правнуки, живём благодаря тебе и всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех страшнейших условиях, когда, казалось, невозможно было выжить, кто вмерзал в лёд под непрекращающимся обстрелом врага, шёл дорогами войны, стиснув зубы, на пределе человеческих возможностей делал свою работу солдата - гнал врагов с родной земли, чтобы завершить справедливую войну с теми, кто посягнул на нашу Родину.
Мой дед ушёл в края, откуда нет дорог, осенью 1972 года. Когда я прихожу к нему на могилу, говорю: «Здравствуй, дед! Спасибо, что ты был у меня. Солдат Бессмертного полка России - Шелепов Григорий Григорьевич. Мой дед Гриша...».
В. ДЕЛОВА (ШЕЛЕПОВА),
д. Жерновец.

Службапоконтракту.рф

Проголосуй за благоустройство своего города