Духовно-нравственное воспитание школьников
Проблема духовно-нравственного воспитания детей всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.
Но происходит смена эпох. И новые потребности времени требуют своих систем, своих методов и подходов в воспитании. В наш быстротечный век всё ярче проявляются негативные явления. Российское общество переживает серьёзный духовно-нравственный кризис. В последние годы особенно наблюдаются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность.
Все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задумываться о том, как же нам воспитать ребёнка, растущего в современном мире. Кто придёт завтра в армию, в больницы, в школы, на госслужбу? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.
И эти задачи успешно решаются средствами школьных предметов и, в первую очередь, на уроках православной культуры. Ведь православие проповедует патриотизм и любовь к Родине, культуру и нравственные начала, милосердие и семейные ценности, призывает к миру и межнациональному согласию, к добрым поступкам и жизни по заповедям Христа. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьёзное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Духовность инравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
Сегодня в школах успешно проводятся уроки православной культуры, которые дарят радость детям, с благодарностью восприняты родителями, несут пользу не только воспитуемым, но и воспитателям.
В курсе «Основы православной культуры» открываются широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания.
Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно православной культуры. В младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощение, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.
Уроки православной культуры побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.
Важным моментом является творчество. На уроках православной культуры дети рисуют, изготавливают совместные поделки.
Творческих идей для того, чтобы разнообразить урок православия, реализовать не только учебные, но и воспитательные цели бесконечно много.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зёрна разума и доброты, а прорастают они ещё не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
И.ВОРОБЬЁВА,
учитель основ православной культуры Золотухинской средней школы.