Контакты Номера PDF Рекламодателям Подписка

Духовно-нравственное воспитание школьников

Проблема духовно-нравственного воспитания детей всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Глубокая духовность древнерусского образования обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры.

Но происходит смена эпох. И новые потребности времени требуют своих систем, своих методов и подходов в воспитании. В наш быстротечный век всё ярче проявляются негативные явления. Российское общество переживает серьёзный духовно-нравственный кризис. В последние годы особенно наблюдаются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность.
Все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задумываться о том, как же нам воспитать ребёнка, растущего в современном мире. Кто придёт завтра в армию, в больницы, в школы, на госслужбу? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.
И эти задачи успешно решаются средствами школьных предметов и, в первую очередь, на уроках православной культуры. Ведь православие проповедует патриотизм и любовь к Родине, культуру и нравственные начала, милосердие и семейные ценности, призывает к миру и межнациональному согласию, к добрым поступкам и жизни по заповедям Христа. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьёзное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Духовность инравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
Сегодня в школах успешно проводятся уроки православной культуры, которые дарят радость детям, с благодарностью восприняты родителями, несут пользу не только воспитуемым, но и воспитателям.
В курсе «Основы православной культуры» открываются широкие возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания.
Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, особенно православной культуры. В младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Урок православной культуры должен нести добро, культивировать его, способствовать обретению учащимися положительного нравственного опыта, пробуждать желание различать и пытаться победить в себе плохое, научить раскаиваться, просить прощение, слушаться родителей, любить окружающий мир, своих близких, одноклассников.
Уроки православной культуры побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.
Важным моментом является творчество. На уроках православной культуры дети рисуют, изготавливают совместные поделки.
Творческих идей для того, чтобы разнообразить урок православия, реализовать не только учебные, но и воспитательные цели бесконечно много.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зёрна разума и доброты, а прорастают они ещё не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.

И.ВОРОБЬЁВА,
учитель основ православной культуры Золотухинской средней школы.

Службапоконтракту.рф